СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СИСТЕМЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ «ПЛАТОН» НА 11.07.2016

1. Общая информация о системе взимания платы с ТС массой выше 12 тонн «Платон»

 

Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введена на территории РФ с 15 ноября 2015 года на основании Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

 

Федеральное дорожное агентство и компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключили 29 сентября 2014 г. Концессионное соглашение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 1662-р. Таким образом, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» является оператором системы взимания платы, получившей название «Платон».

 

Введение системы позволило организовать взимание платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию федеральных трасс. Система рассчитывает плату за пройденный путь только по федеральным автодорогам (за исключением платных федеральных трасс).

 

В системе предполагается два способа оплаты – с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Для внесения платы владелец транспортного средства регистрирует автомобиль в системе «Платон» и предоставляет пакет необходимых документов в Центр информационной поддержки пользователей или на официальном сайте системы www.platon.ru.

 

Денежные средства владельца транспортного средства вносятся на его лицевой счет, который открывается в системе после регистрации автомобиля. Оплата производится по авансовой схеме. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в зависимости от фактического пробега транспортного средства.

 

Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение развития дорожной сети Российской Федерации.

2. Финансовые особенности проекта

 

Особенность проекта в том, что по условиям концессионного соглашения Росавтодор не вложил ни единого рубля из федерального бюджета на создание системы «Платон». Автоматизированная система реализуется полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства.

 

Концессионное соглашение между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключено сроком на 13 лет. В данный период концессионер за свой счет полностью обеспечил создание, а также эксплуатацию системы взимания платы, в том числе автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении грузовых транспортных средств массой свыше 12 тонн в режиме «реального времени».

 

Государство в свою очередь в период эксплуатации системы взимания платы обязуется обеспечить ежегодную плату концедента. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации ее размер составит 10,6 млрд рублей (плата концедента будет браться именно из средств, аккумулируемых системой взимания платы).

 

3. Модернизация системы «Платон»

 

Система «Платон» модернизируется на основе запросов своих пользователей. За прошедшие 8 месяцев с даты запуска системы были доработаны формы логистических и финансовых отчетов, которые пользователи могут выгружать через личный кабинет на сайте системы. По результатам работы Рабочей группы по мониторингу Системы «Платон» при Министерстве транспорта РФ, участниками которой являются представители грузоперевозчиков, логистических компаний, ассоциаций и профильных ведомств, в работу Системы внесен ряд важных оптимизирующих изменений.

 

Также государство сделало ряд шагов навстречу бизнесу:

 

  • изначально снижен размер платы - на 59% от установленного ранее тарифа в 3,73 рубля до 1,53 руб. до специального решения Правительства РФ. Это самый низкий тарифсреди аналогичных систем в Европе.

 

  • Снижены штрафы - 5 000 рублей, а за повторное нарушение - 10 000 рублей.

 

  • Для удобства пользователей была введена постоплата, позволяющая пользователям вносить плату за пройденный километраж в течение месяца, следующего за расчетным (уже после финансовых расчетов с грузоотправителями). Погашать «отложенный платеж» за пройденный в течение месяца километраж автомобиля массой свыше 12 тонн может до последнего дня месяца, следующего за расчетным. Внести средства в рамках постоплаты можно через интернет, в QIWI-терминалах, в офисах оператора системы.

     

 

Отсрочка по внесению платы доступна только российским перевозчикам, которые зарегистрированы в системе не меньше двух месяцев подряд, не имеют просроченных задолженностей по внесению платы и штрафов за движение по федеральным дорогам без оплаты, а также установили на свои транспортные средства бортовые устройства.

 

  • Регистрация в системе «Платон» дает перевозчику ряд преимуществ на рынке: участие в здоровой конкуренции, лояльность грузоотправителей к честным предпринимателям. Кроме того, пользователям системы в онлайн-кабинете доступен уникальный логистический отчет, в котором фиксируется время начала и окончания движения машины с точностью до секунд, подробные координаты отправной и конечной точки маршрута.

     

 

Работа в системе «Платон» также повышает качество финансового планирования перевозчиков за счет автоматизированного учета расходов за каждый километр пробега машин, объективных и детализированных данных для бухгалтерского и налогового учета. Зарегистрированным пользователям будет доступна возможность вычета из транспортного налога всех затрат на сборы в системе.

 

  • Также стоит отметить, что в начале июля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании системы налогообложения собственников грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Для снижения финансовой нагрузки на плательщиков транспортного налога закон освобождает до конца 2018 года от его уплаты компании и граждан, имеющих транспортные средства (ТС) с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Документ также освобождает от налога и сельскохозяйственных производителей, у которых есть такие ТС.

     

 

Льгота связана с введением ранее платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения (отчисления в систему «Платон»). Документом также устанавливается, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на сумму платежа в счет возмещения вреда автодорогам большегрузами,

 

Все изменения, которые вводятся в работу системы, прорабатываются совместно с представителями перевозчиков в рамках Рабочей группы. В настоящий момент - это действительно конструктивная структура для диалога с бизнесом о Системе взимания платы. Если у пользователей есть конкретные предложения по улучшению сервисов, то они могут обращаться Рабочую группу.

4. Работа системы «Платон»

 

13 ноября 2015 г. сторонами Концессионного соглашения осуществлена приемка Системы взимания платы, подписан акт приема-передачи Системы взимания платы. На дату приемки Система взимания платы была создана в следующем объеме: 200 тысяч бортовых устройств, 20 рамных конструкций с навесным оборудованием системы стационарного контроля, 100 автомобилей с навесным оборудованием (комплексы мобильного контроля), по всей стране развернута сеть из 234 центров информационной поддержки пользователей (ЦИПП действуют во всех крупных городах и на пограничных переходах).

 

С 15 ноября 2015 г. до 15 июля 2017 г. на этапе модернизации системы концессионер развернет в полном объеме систему стационарного контроля (481 рамная конструкция), доведет количество бортовых устройств до 2 млн штук.

 

На 07.07.2016 г. в системе:

 

- количество зарегистрированных пользователей (владельцев т/с) – 254914

- количество зарегистрированных т/с - 733 847 (693 358)

- количество выданных бортовых устройств - 516,158

- сумма собранных средств в федеральный дорожный фонд - 10,409 млрд. руб.

- 138 центров обслуживания пользователей.

5. Принцип работы системы «Платон»

 

В основе системы «Платон» заложен справедливый принцип «пользователь платит», давно используемый во всем мире, согласно которому за разрушение дорожного полотна будут платить те, кто наносит ему наибольший ущерб в результате осуществления своей коммерческой деятельности.

 

Введение системы позволило организовать взимание платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию федеральных трасс. По статистике, 56% от общего размера вреда, наносимого федеральным дорогам, наносят именно грузовые автомобили массой свыше 12 тонн.

6. Распределение финансовых средств от системы «Платон»

 

Система взимания платы «Платон» - это новый внебюджетный источник финансирования дорожной отрасли. Проект способствует улучшению качества автомобильных дорог, снижению аварийности, совершенствованию логистических цепочек, а также развитию добросовестной конкуренции на рынке грузоперевозок. Развитие транспортной инфраструктуры влияет на увеличение ВВП, обеспечивает дополнительные вложения средств в ремонт и реконструкцию дорог. Благодаря существующим в экономике взаимосвязям, данные инвестиции будут давать мультипликативный эффект.

 

Эффективное развитие региональной сети автомобильных дорог, в том числе на принципах механизма государственно-частного партнерства, напрямую зависит от успешного функционирования системы «Платон».

 

Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.05.2016 № 978-р 10,85 млрд рублей распределены между 25 бюджетами субъектов РФ в целях решения неотложных задач по приведению в нормативное состояние автодорог регионального и местного значения. Результатом решения данных задач должно стать приведение в нормативное состояние указанных автодорог общей площадью более 11 млн кв. м.

 

Кроме того, в настоящее время Минтрансом России совместно с Росавтодором подготовлен проект распоряжения о распределении 12,1 млрд. рублей из указанных 39,57 млрд. рублей, предусматривающий распределение средств между субъектами РФ иных межбюджетных трансфертов, направляемых на приведение в нормативное состояние уникальных искусственных автодорожных сооружений, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии.

 

Также предполагается оказывать государственную поддержку региональным проектам государственно-частного партнерства, удовлетворяющим установленным критериям эффективности, предусматривающим высокую степень готовности регионов к их реализации, включая наличие потенциального частного инвестора проектов и наличие утвержденной в установленном порядке обеспеченной положительными заключениями органов госэкспертизы проектной документации.

 

На сегодняшний день ключевыми инвестиционными проектами, эксплуатация которых будет осуществляться на платной основе, реализуемыми в сфере дорожного хозяйства, на которые могут быть направлены средства, собранные в результате взимания платы, являются строительство моста через реку Чусовая в Пермском крае, строительство автодороги «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42». В высокой степени готовности находятся проекты по строительству мостового перехода через реку Обь в Новосибирской области, по строительству автодороги регионального значения Стерлитамак – Кага - Магнитогорск в Республике Башкортостан, строительство автодороги «Восточный выезд» из г. Уфы, обход г. Ижевска в Удмуртии.


7. Определение цены за километр пробега

 

По заказу Министерства транспорта РФ в 2010-2011 годах была проведена специальная Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР) по теме «Научное обоснование технических и технологических решений системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) транспортных средств, максимальная (полная) масса которых более 12 тонн и ее опытное внедрение».

 

Расчет размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, основан на данных полученных в результате указанной НИОКР. В рамках НИОКР был рассчитан объем ежегодных затрат на эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, прогнозируемый общий пробег транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, максимальная масса которых более 12 тонн (с учетом введения в эксплуатацию Системы взимания платы), а также величина износа, ежегодно наносимого автомобильным дорогам федерального значения указанными транспортными средствами.

 

Таким образом, размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, рассчитан исходя из компенсации стоимостной величины ущерба, наносимого грузовиками с массой свыше 12 тонн федеральным автомобильным дорогам (то есть затрат на их капитальный ремонт, ремонт и содержание), и затрат на эксплуатацию Системы взимания платы за вычетом предполагаемой величины акцизов с таких транспортных средств (которые также являются источником наполнения федерального дорожного фонда и имеют сходное целевое назначение – финансирование автомобильных дорог федерального значения).

8. Влияние системы «Платон» на удорожание потребительских товаров

 

Опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в связи с запуском Системы «Платон» не стоит. На грузовые автомобили массой свыше 12 тонн приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции - около 83% - это навалочные материалы.

 

Приведем конкретный пример: если литр молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором его стоимость увеличится меньше чем на две копейки, и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок - высококонкурентный.

 

Еще один пример: Перевозя груз из Краснодара в Петрозаводск автомобиль проедет путь протяженностью 2400 километров, из них 1983 км. по федеральным дорогам. При стоимости перевозки большегрузными автомобилями в 30 рублей за 1 километр получается, что до введения системы «Платон» цена за доставку груза на такое расстояние составляла 72000 рублей. После запуска системы «Платон» - 75034 рубля (удорожание на 3034 руб.). Если предположить, что грузовик везет по данному маршруту 20 тонн яблок, то удорожание стоимости 1 килограмма яблок не превысит 0,15 рубля (или, говоря проще, 15-ти копеек). И то, если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок - высококонкурентный. Эти данные подтверждают и расчеты НИИ Автомобильного транспорта. Эксперты отмечают, что, если взять ценные грузы - электроника, запчасти, бытовая техника - стоимость кг которых 100-200 руб. и больше, разговор идет даже не о сотых, а о тысячных долях процента.

 

Когда мы говорим о влиянии на цены нужно учитывать ряд важных моментов:

• местные продукты в регионах не возят на т/с свыше 12-тонн

• федеральных дорог в стране только 5 %

• транспортная составляющая в цене продуктов на полках – от 4 до 10%, т.е. подорожание возможно не более чем 0,1 % от стоимости продукции

• рынок автоперевозок высококонкурентный – тарифы никто не завышает, иначе заказчик быстро найдет другого перевозчика

Прежде всего, введение взимания платы с большегрузов за ущерб, наносимый федеральным дорогам, скажется на транспортировке промышленных материалов, таких как щебень или песок. Их доставка из региона в регион может занимать значительные расстояния, в отличие от того же хлеба, который принято перевозить в пределах одного субъекта на более легких типах автомобилей.

9. Прозрачность работы грузоперевозчиков

 

 

Ввод в эксплуатацию системы взимания платы с большегрузов массой свыше 12 тонн делает систему перевозки грузов на федеральных трассах более прозрачной. Работа под контролем государства требует от руководства транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей соблюдать требования, предъявляемые к данному виду деятельности, а также больше уделять времени безопасности дорожного движения.

10. Зарубежная практика.

 

Одна из первых больших подобных систем была введена в Австрии - это рамочная система. Следующая в Германии - спутниковая. Сегодня практически вся Европа уже взимает плату с грузовиков. Системы с похожей на нашу архитектурой действуют сегодня в Германии, Словакии и Венгрии.

 

В самой автомобилизированной стране мира – США существует законодательство, в котором четко прописано, что и на какие расстояния может возить грузовой автомобильный транспорт, существуют пункты весового контроля, и главное – пользователь дороги должен оплатить проезд по ней за перевозку грузов.

 

Для стимулирования перераспределения грузопотоков на морской и речной транспорт странами ЕС принят ряд директивных документов по переключению перевозок с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт. К 2030 году планируется осуществить переключение 30% междугородных автоперевозок. В соответствии с транспортной политикой ЕС до 2050 года примерно треть всех грузовых автоперевозок на дистанции более 300 км должна быть переключена на «железку» и реку. В целом предусматривается сократить к 2050 году магистральные автомобильные грузоперевозки на 50%. В Европе все директивы неукоснительно выполняются.

 

В рамках оценок, предусмотренных известным американским методическим документом ущербы, наносимые автомобилями дорожной конструкции, соотносятся как четвертые степени осевых нагрузок. Соответственно, ущерб от проезда одного грузового автомобиля с осевой нагрузкой в 10 т эквивалентен ущербу, наносимому проездом от 10 до 25 тыс. легковых автомобилей. Между тем, удельный расход топлива и, соответственно, налог, включенный в его цену, различается для грузового автомобиля с осевой нагрузкой в 10 т и легкового автомобиля не более чем в 4-5 раз.

 

По материалам пресс-службы Росавтодора