Глава Росавтодора обсудил с бизнес-омбудсменом и российскими предпринимателями меры по упрощению работы перевозчиков с системой «Платон»

1 декабря 2015 г. глава Росавтодора Роман Старовойт и уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей Борис Титов провели рабочую встречу, на которой обсудили первые итоги работы системы взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам.

 

На совещании также присутствовали генеральный директор компании-оператора системы «Платон» Александр Советников, член правления РСПП Игорь Юргенс, председатель правления ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко, директор по связям с государственными органами компании «PepsiCo» Алексей Воробьев, президент организации ОПОРА РОССИИ Александр Калинин, председатель президиума ассоциации АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев, президент Московского транспортного союза Юрий Свешников, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации, а также заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Шерстнев.

 

Руководитель Федерального дорожного агентства напомнил участникам обсуждения, что закон о взимании платы с «12-тонников» был принят еще в 2011 году и прошел обсуждение в научном и отраслевом сообществе, а также технический и ценовой аудит. Кроме того, по просьбе бизнес-сообщества и депутатов Госдумы сроки запуска системы в эксплуатацию уже переносились.

 

Говоря об обосновании необходимости системы «Платон» для дорожной отрасли страны, Роман Старовойт подчеркнул, что в 2011 году проводился анализ объемов наполнения дорожного фонда страны на ближайшую перспективу. «Стало очевидным, что никакого бюджета не хватит, чтобы удовлетворить растущие потребности отрасли. Нужно было искать механизмы по привлечению частных инвестиций и формировать новые источники внебюджетного финансирования дорожных проектов. Мы изучили опыт наших зарубежных коллег и выбрали «12-тонники» не случайно, наукой доказано, что вред от одного такого грузовика сопоставим с воздействием на дорогу от проезда 50 тыс. легковушек. При этом, именно большегрузы наносят 56% от всего объема ущерба дорожному покрытию. Вместо того, чтобы повышать налоги, мы разработали систему на основе справедливого принципа «пользователь платит», при котором тот, кто использует государственную инфраструктуру в коммерческих целях, должен за это заплатить исходя из конкретного объема совершаемых поездок», - пояснил глава агентства.

 

В рамках обсуждения вопроса тарифа в системе «Платон» руководитель Росавтодора уточнил, что в результате проведенной по заказу Минтранса научно-исследовательской работы изначально расчеты показывали, что экономически обоснованным вариантом является сбор в 5,38 руб/км, однако в дальнейшем, решением Правительства РФ эта сумма была снижена до 3,5 руб/км (и проиндексирована до 3,73 руб/км). Однако, перед запуском системы, на основании обращений представителей бизнес-сообщества, в итоговом распоряжении Правительства данные цифры были сокращены до 1,53 руб/км до марта 2016 года, с дальнейшим увеличением суммы сбора до 3,06 руб/км. К примеру, наши же транспортные компании в Белоруссии оплачивают аналогичный сбор в размере 10 рублей. На дорогах Европы плата за проезд большегрузов достигает уже 40 рублей.

 

По мнению Романа Старовойта, не стоит также опасаться роста цен и инфляции. В структуре автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок. «Основная доля перевозимой по автодорогам продукции – около 83% - это строительные материалы. Увеличение цены на продукты мы прогнозируем в пределах 0,3-0,4%, то есть практически безболезненно для потребителя», - подчеркнул руководитель Росавтодора.

 

Участники совещания также обсудили вопросы налогообложения юридических лиц в связи с новыми сборами. По данному вопросу были приведены разъяснения Минфина России, согласно которым плата носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

 

Необходимо отметить, что одним из ключевых вопросов повестки совещания стало обсуждение механизмов перехода работы системы взимания платы «Платон» на режим постоплаты.

 

«Мы благодарны Минтрансу и Росавтодору, за то, что они услышали нас и пошли на встречу в части снижения тарифов и уменьшения сумы штрафов за нарушения в оплате. Теперь предлагаем проработать вопрос введения расчета по факту уже совершенной поездки грузовика, без необходимости ее авансирования», - заявил Александр Калинин.

 

Роман Старовойт отметил, что поддерживает данную идею, но для ее реализации необходима соответствующая техническая подготовка, которой сейчас занимается оператор системы. По предварительным расчетам предполагается, что переход на постоплату будет осуществлен в следующем году.

 

Были рассмотрены и технические проблемы, с которыми в первые дни после запуска «Платона» столкнулись некоторые пользователи. Представители Росавтодора и оператора системы заверили, что в настоящее время «Платон» работает корректно, в штатном режиме. В первые дни после ее запуска действительно были проблемные ситуации, вызванные хакерской атакой на сайт и личный кабинет пользователей. Однако уже к началу второй недели эксплуатации все перебои в функционале были устранены, а некорректно списанные средства перевозчиков были возвращены на их счета.

 

Отвечая на вопросы  участников совещания о проценте брака оборудования, Александр Советников пояснил, что процент таких бортовых устройств не превышает 0,01% из выпущенной партии в 200 тысяч экземпляров, которая практически вся уже находится на руках у перевозчиков.

 

информация размещена ФГУП «Информавтодор»