8 МАЯ МИНИСТР ТРАНСПОРТА РФ МАКСИМ СОКОЛОВ ВЫСТУПИЛ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО ВОПРОСУ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

В Российской Федерации завершена работа по формированию системы дорожных фондов. С 2011 года функционирует Федеральный дорожный фонд, в 2012 году начали действовать региональные дорожные фонды, с этого года созданы муниципальные дорожные фонды.

Дорожная деятельность в прошлом году осуществлялась в соответствии с целями и задачами, определёнными государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы». С учётом остатков ассигнований фонда, перешедших на 2013 год, объём бюджетных ассигнований составил почти 555 млрд рублей, в том числе 354 млрд – на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, 183 млрд – на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог, что в 1,4 раза больше, чем в 2012 году.

Использование средств фонда осуществлялось с учётом безусловного исполнения поручений Президента Российской Федерации по удвоению объёмов строительства автомобильных дорог по сравнению с предыдущим десятилетием, финансирования ремонтно-эксплуатационных нужд по утверждённым 100-процентным нормативам, отдельных поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Усилия Минтранса были сконцентрированы на важнейших направлениях развития дорожной сети по завершению подготовки дорожных объектов к проведению сочинских Олимпийских игр, реконструкции и строительству автомобильных дорог на территории Дальневосточного, Северо-Кавказского федеральных округов и Московского транспортного узла, а также дальнейшем развитии системы скоростных платных дорог и обеспечении софинансирования региональных объектов и сельских дорог в том числе.

Практически все показатели (индикаторы) государственной программы превысили свои плановые значения. В результате на автомобильных дорогах действительно было завершено строительство почти 605 км дорог, что больше на 150 км планового показателя. Важнейшие объекты строительства и реконструкции дорог в 2013 году отражены на слайде №4. За счёт субсидий Федерального дорожного фонда введены в эксплуатацию участки и региональных местных дорог общей протяжённостью почти 690 км, в том числе построены подъезды к 226 сельским населённым пунктам, а также продолжено строительство ряда крупных мостов в Великом Новгороде, Самаре, Новосибирске, Красноярске и ряда других объектов.

Большое внимание уделяется реализации дорожных проектов в рамках развития государственно-частного партнёрства. Завершено строительство одного из первых инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках концессионного соглашения, – обход Одинцова протяжённостью 18,5 км. Общая протяжённость платных дорог в 2013 году составила около 230 км, объём доходов от эксплуатации – 1,5 млрд рублей.

Применение механизмов ГЧП позволило привлечь более 10 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Кроме того, в 2013 году были объявлены открытые международные конкурсы на право заключения соглашения о строительстве моста через реку Лену, на реализацию проекта скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 140 км и первого пускового комплекса ЦКАД, итоги которых уже подведены в текущем году.

Объёмы финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автодорог составили 80% от нормативной потребности. В этом году мы выходим на 100-процентный норматив, что действительно позволило обеспечить ремонт более 9 тыс. км дорог и 34 тыс. пог. м искусственных сооружений. Доля протяжённости федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась по сравнению с 2012 годом на 1,7 тыс. км и составила 46,5%, что также выше плановых значений госпрограммы. К 2020 году мы планируем обеспечить соответствие всех федеральных дорог нормативным требованиям.

Наряду с проводимыми работами по доведению автодорог до нормативного эксплуатационного состояния также необходим комплекс мер по обеспечению их сохранности, в первую очередь при перевозке тяжеловесных грузов. Сегодня мы уже формируем систему весогабаритного контроля за движением тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, которая будет работать в автоматизированном режиме, без влияния, так называемого, человеческого фактора.

Важнейшим приоритетом в деятельности Минтранса является обеспечение безопасности дорожного движения, включая строительство пешеходных переходов в разных уровнях, установку ограждающих устройств, светофорных объектов и линий искусственного освещения. В результате общее количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями на федеральных дорогах уменьшилось в прошлом году на 3,5%, число погибших – на 9,4%, раненых – на 4%.

Активно идёт разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, применение материалов и конструкций, таких как геосинтетика, композитные материалы, полимерно-битумные вяжущие. Построено два опытно-экспериментальных полигона с конструкцией дорожной одежды, спроектированной по немецким нормам.

В рамках выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, направленной на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, мы реализуем соответствующий комплекс мер.

Также решением коллегии Евразийской экономической комиссии по разработке межгосударственных стандартов Российской Федерацией разрабатывается 92 позиции из общих 111. Это 150 межгосударственных стандартов. В прошлом году были разработаны проекты межгосударственных стандартов по 89 позициям.

Также в 2013 году приказами Минтранса утверждены отраслевые сметные нормативы, применяемые при проведении работ по содержанию федеральных автомобильных дорог. В настоящее время аналогичная работа проводится по утверждению отраслевых сметных нормативов, применяемых уже при проведении ремонта федеральных автомобильных дорог.

Теперь о перспективах, формировании и использовании средств Федерального дорожного фонда на ближайшие три года. Объём финансирования на 2014 год предусмотрен в размере почти 507 млрд рублей, на 2015 год – 529,5 млрд рублей и на 2016 год – 552,5 млрд рублей. В этот период будут реализованы меры, направленные также на привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе реализация проектов на основе заключения концессионных соглашений, долгосрочных контрактов жизненного цикла, развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования с учётом гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния. Ближайшие три года за счёт средств Федерального дорожного фонда планируется построить почти 1,7 тыс. км федеральных автомобильных дорог и 2,3 тыс. км – автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе и сельских дорог.

Сегодня мы уже приступили к реализации задачи по развитию дорожной инфраструктуры Крымского федерального округа. По результатам работы за этот период доля протяжённости автомобильных дорог, которые будут соответствовать нормативным требованиям, увеличится с 53 до 70%.

Теперь несколько слов о ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации по удвоению объёмов дорожного строительства. За прошлый период было построено 3,8 тыс. км автомобильных дорог федерального значения. Соответственно, в ближайшее десятилетие необходимо построить не менее 7,5 тыс. км федеральных дорог. Недавно прошедшее сокращение финансирования госпрограммы выявило определённые риски в том, чтобы в программный период достичь необходимого объёма строительства, как планировалось ранее. Дальнейшее же снижение финансирования приведёт к рискам невыполнения этого поручения.

По региональной и местной дорожной сети необходимо обеспечить ввод более 42 тыс. км, по результатам мониторинга в ближайшие три года субъекты планируют построить только 10 тыс. км дорог, или четверть необходимой протяжённости, что явно недостаточно. Кроме явного дефицита финансирования причиной такой ситуации является недостаточный уровень организации исполнения поручений, и сейчас совместно со Счётной палатой мы работаем над замечаниями, высказанными в адрес ряда регионов, по эффективности и своевременности освоения средств, полученных из Федерального дорожного фонда.

Напомню, что при принятии решения о создании в Российской Федерации системы дорожных фондов одновременно было принято решение и о повышении акцизных ставок на нефтепродукты в течение трёх лет по одному рублю ежегодно. В 2011 году такие обязательства были выполнены полностью, а в 2012-м, начиная со второго полугодия, в соответствии с регламентом Таможенного союза ставки акцизов на высококлассное топливо были резко снижены с одновременным увеличением ставок на горючее класса 3 и ниже. В результате изменений в реализации топлива региональные дорожные фонды за два прошедших года недополучили порядка 70 млрд рублей.

И вторая проблема региональных дорожных фондов, которую мы видим, – это обеспечение их расходования именно на финансирование дорожного хозяйства без отвлечения средств на иные цели.

В части муниципальных дорожных фондов – они во всех субъектах начали работать с этого года. По результатам проведённого мониторинга выявлено, что они сформированы во всех муниципальных образованиях, утверждены нормативы отчислений из региональных фондов в муниципальные, но при этом имеется ряд проблем. Незначительные размеры муниципальных дорожных фондов (учитывая большое количество в некоторых субъектах муниципальных образований, здесь необходимо, как нам кажется, оптимизировать структуру муниципальных фондов, возможно, за счёт передачи части полномочий на региональный уровень); также отсутствие самостоятельных доходов муниципальных дорожных фондов от использования местных автомобильных дорог и земель; налогообложение имущества автомобильных дорог регионального и местного значения и земельно-автомобильных дорог местного значения.

Уважаемые коллеги! Все вышеуказанные вопросы организационного и финансового характера в текущем году были обсуждены с руководством всех федеральных округов и субъектов Российской Федерации на окружных совещаниях с участием полпредов. Уверен, что они дадут свой положительный результат.

В целях повышения эффективности дорожной деятельности в рамках дорожных фондов нами предлагается подготовить соответствующие предложения по увеличению действующих ставок акцизов на нефтепродукты, ужесточить контроль за перевозкой тяжеловесных грузов и также разработать предложения, направленные на установление контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы в области ценообразования местных инертных материалов для дорожных работ.

Спасибо за внимание.